Закон слезам не верит. Даже детским
17 марта 2005 года

По "02" позвонила прабабушка Ренелле. Милиционеры обнаружили в квартире захлебывающегося от крика младенца, накрытого подушкой, и пьяную мамашу. Та рассказала, что, играя с девочкой, подбросила ее вверх, но поймать не сумела. А подушкой накрыла, чтобы соседей криком не беспокоила. Пожилая женщина слезно просила милиционеров забрать правнучку от пьяной матери, "а то она угробит девчонку". Однако, когда "скорая" увезла малышку в больницу, подтвердила версию матери Ренелле, что та ничего плохого девочке не желала, просто выпила лишнего, вот и не удержала младенца. Но врачи больницы скорой медицинской помощи, а потом и отделения нейрохирургии ДРКБ, куда сразу перевели малышку, заметили на ее теле и лице множественные ушибы и ссадины. Можно ли было уронить девочку так, что она получила не только перелом затылочной кости, но и многочисленные синяки и царапины, должна определить судмедэкспертиза.

- В материалах дела нет свидетельских показаний о том, что мама умышленно нанесла ребенку травму, - объяснили корреспонденту "ВК" в пресс-службе Кировского РУВД. - Поэтому в возбуждении уголовного дела по данному факту скорее всего будет отказано.

А пока вопрос о возбуждении уголовного дела не решен, инспекторы ПДН Кировского РУВД поместили Ренелле в детский стационар 18-й горбольницы. Сюда со всей Казани свозят потерявшихся, брошенных и пострадавших от родителей малышей в возрасте до четырех лет.

- Сейчас Ренелле чувствует себя лучше, - говорит завотделением Татьяна Мороз. - Кушает хорошо и меньше плачет. Посмотрите, какая она у нас красавица! Ну как можно такую беззащитную крошку обижать? Когда мы узнали, что в отношении матери до сих пор не возбуждено уголовное дело, мы просто были в шоке. А если бы девочка погибла из-за того, что мать лишнего выпила?

Объясняю юридически неподкованной Татьяне Борисовне, что тогда бы уж точно возбудили. Ведь это только народная мудрость гласит, что за нечаянно бьют отчаянно. А согласно статьям 111 и 118 УК РФ, если травма нанесена по неосторожности, уголовное дело возбуждается только в случае смерти и причинения тяжкого вреда здоровью. Таков итог последней гуманизации Уголовного кодекса. Теоретически декриминализация статьи 118 УК должна была вывести в сферу гражданских процессуальные отношения между участниками дорожно-транспортных происшествий в случае, если пострадавший отделался травмами средней тяжести. А на практике закон лишил правоохранительные органы возможности защищать права малолетних детей, получивших травмы по вине родителей, которые ведут асоциальный образ жизни.

Врачи, чудом спасшие одиннадцатимесячную Алсу, в изнасиловании которой обвиняется пьяный знакомый ее матери, были уверены, что если даже женщину не посадят, то хотя бы лишат родительских прав. По словам врачей, мать ни разу не навестила дочь, не поинтересовалась, как малышка себя чувствует. Но месяц назад они были вынуждены вернуть девочку матери: та принесла разрешение забрать дочь, подписанное начальником отдела охраны прав детства Советского районного отдела образования Светланой Шамес.

- Передать Алсу матери решил опекунский совет, - объяснила мне Светлана Викторовна. - Мать сказала, что мужчина, изнасиловавший ее дочку, приходил не к ней, а к ее родителям, у которых она жила. И что она буквально на минуту оставила с ним малышку. Мне эта женщина не показалась такой уж асоциальной. Было видно, что очень переживает за дочку. К тому же сейчас она познакомилась с хорошим человеком, который пообещал удочерить Алсу и купить им дом в Зеленодольском районе.

- Как же этой матери могли отдать девочку? - удивился председатель Советского райсуда Магнави Гараев, к которому я обратилась за комментариями. - Ведь эта женщина в розыске! Правда, по другому уголовному делу - о краже. Там она фигурирует уже в качестве подсудимой, но от суда скрывается: до сих пор не явилась ни на одно заседание. Теперь если ее найдут, то ей грозит арест, а девочку снова придется куда-то пристраивать.

...Сколько всего в Татарстане детей, искалеченных по вине родителей, не знает никто. В отчетах, которые стекаются со всех районов в Управление судебного департамента при Верховном суде РТ, граждан, осужденных за побои и травмы, нанесенные детям, не делят на родителей и чужих дядь и теть. А приговоры, вынесенные мамам и папам за жестокое обращение с детьми, можно по пальцам пересчитать. Ведь, чтобы применить эту статью УК, нужно не только умысел доказать, но и "дождаться" нескольких фактов жестокого обращения.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"